Мульчеры и другое оборудование для расчистки трасс от растительности

Оборудование для обрезки, удаления и последующей утилизации растительности достаточно универсально и может использоваться во многих отраслях — строительстве, коммунальном, садово-парковом и дорожном хозяйствах и других. Одной из сфер использования подобного оборудования является расчистка участков от растительности и подготовка строительной площадки или полосы под прокладку дорог и трубопроводов. Это трудоемкая и отнимающая много времени работа. Однако в настоящее время создано немало машин и сменного навесного оборудования, позволяющего существенно увеличить производительность при расчистке и последующем обслуживании трассы. Мы опросили ряд специалистов о новинках в этой сфере, попросили дать советы по обслуживанию этого оборудования и прогнозы о перспективах отрасли.

Оборудование для расчистки трасс от растительности – это харвестерные головки, измельчители древесных отходов, мульчеры различных типов. Данное оборудование может быть выполнено в виде отдельных машин на прицепном или самоходном шасси, либо устанавливаться на гусеничные и колесные машины-носители, гусеничные вездеходы-самосвалы, бульдозеры, тракторы, валочно-пакетирующие машины, харвестеры, экскаваторы, фронтальные погрузчики и погрузчики с бортовым поворотом.

По мощности это оборудование может быть до 600 л.с. и более при использовании для вырубки и утилизации леса и кустарника на месте будущей трассы, или небольшим 20–250 л.с., такие агрегаты применяются при уходе за готовой трассой и удалении появившейся древесной поросли диаметром до 50–100 мм.

Например, гусеничные вездеходы-самосвалы применяются при расчистке трассы от леса и кустарника. В кузове или на грузовой платформе без бортов можно подвозить различные материалы, цистерны для воды, а в варианте с кабиной для перевозки людей доставляют персонал на место работы. Такие машины имеют самое низкое удельное давление на грунт и поэтому способны транспортировать грузы по строительной площадке даже во время дождя, по грязи и снегу. Для них предлагается широкий ассортимент сменного навесного оборудования, при помощи которого вездеход способен выполнять практически все работы по обслуживанию трубопроводов, вплоть до установки для гидропосева растительности, защищающей почву от повреждения.

Особенно быстро расширяется применение на работах по расчистке трасс от леса погрузчиков с бортовым поворотом. Эта тенденция связана с тем, что за последние 10 лет резко выросли энергетические возможности погрузчиков. Увеличились как мощности двигателей, так и производительность гидросистем.

 

Некоторые особенности конструкции

Современные модели упомянутых выше машин выпускаются с двигателями экологических классов Tier 3 и Tier 4, такие двигатели обладают более высокой топливной экономичностью по сравнению с моделями предыдущих поколений. Новые модели оснащаются системами электронного управления и телематики (удаленного контроля и мониторинга), которые позволяют диагностировать машины и заблаговременно выявлять и предотвращать неисправности. Система диагностики машины может показать, например, всю историю «пиков» давления в гидросистеме или системе смазки двигателя и многие другие сведения, которые оператор и механик не могли получить еще 10 лет назад. За счет этого уменьшается время простоев машин. Спутниковые системы ориентирования и нивелирования (GPS, ГЛОНАСС) начинают занимать важное место в процессе расчистки трассы — они позволяют точно придерживаться установленных границ полосы, расчищать почвенно-растительный слой точно на проектную глубину. Оператор, благодаря системе нивелирования, прямо в кабине видит границы строительной полосы и глубины грунта. Это ускоряет работу. Электронные системы осуществляют контроль за нагрузками на оборудование, с помощью датчиков приближения к линиям электропередачи обеспечивают защиту оператора и машины от поражения электрическим током. Разработаны также системы безопасности при укладке труб, а чем больше безопасность, тем больше получается и производительность.

Упрощается доступ к агрегатам машин для обслуживания. Ряд производителей теперь выполняют кабины откидывающимися, а все РВД прокладываются под кабиной и чтобы выполнить их обслуживание достаточно откинуть или демонтировать кабину. Также удобно откидывается капот мотоотсека, открывая доступ к двигателю. Благодаря этому ремонт и обслуживание можно выполнить непосредственно на месте работы машины, не транспортируя ее в мастерскую.

Привод от ВОМ или гидропривода. Привод навесного оборудования может осуществляться от вала отбора мощности (ВОМ), при помощи гидропривода или от собственного автономного двигателя — внутреннего сгорания или электрического.

В настоящее время все больше машин оснащаются гидроприводом, поскольку объем техобслуживания у него меньше, чем у привода от ВОМ. Меньший объем техобслуживания гидропривода объясняется меньшим количеством изнашивающихся деталей.

Механический привод от ВОМ появился гораздо раньше гидропривода и раньше использовался очень широко. Использовать агрегаты с приводом от ВОМ было выгоднее экономически, особенно на ровной местности. Однако в последнее время в связи с усовершенствованием гидравлической аппаратуры и расширением ее возможностей применение гидравлического навесного оборудования приобретает все большую популярность, а на пересеченной неровной местности использовать агрегаты с приводом от ВОМ просто не рекомендуется, потому что в процессе движения машины при вертикальных ходах подвески вал наклоняется под большими углами и шарниры работают в неблагоприятных условиях.

Гусеничный или колесный ход. Если работы ведутся в горной сильно пересеченной местности, естественным решением будет использовать гусеничные машины, т. к. они лучше преодолевают уклоны. Соответственно, на ровной местности (с твердым грунтом) и до небольших уклонов, примерно до 30%, выгоднее использовать машины на пневматических шинах, т. к. у них выше скорости и меньше энергозатраты на ход.

Но если вы работаете на ровной местности, но болотистой или переувлажненной, и верхний слой почвы не желательно повреждать, рекомендуется использовать гусеничный ход, т. к. гусеницы меньше проваливаются и масса машины распределяется более равномерно. Колесные машины, даже если смогут пройти по топкой грязи, будут «сжигать» слишком много топлива. У колесных машин обычно удельное давление на грунт выше, чем у гусеничных машин. Примерно в районе 0,8 кг/см2 для передних шин, а для задних — порядка 0,4-0,56 кг/см2, у самых малых машин давление в районе 0,2-0,3 кг/см2. У гусеничных машин удельное давление составляет 0,4-0,5 кгсм2.

 

Мульчеры – перспективное оборудование

Мульчирование — одна из самых передовых технологий для расчистки территорий от древесно-кустарниковой растительности при дорожных и строительных работах, а также для последующего ухода за территорией. Мульчер полностью удаляет и утилизирует растительность (деревья до 500 мм в диаметре) и порубочные остатки за один проход на скорости до 5 км/ч, за счет чего снижаются затраты труда и сокращаются сроки подготовительных работ. Производительность одной единицы техники от 20 до 50 га в месяц. Весь процесс выполняется одним человеком, который управляет им, не выходя из кабины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *